Уже несколько месяцев Магнитогорск будто на осадном положении – проблемы с дефицитом воды, вызванные природными катаклизмами, заставили многих горожан призадуматься. Кто-то действительно бережно и экономно стал  пользоваться водой, а кто-то до сих пор ворчит и не понимает, почему город может остаться без воды, считая ее не исчерпываемым ресурсом.

Усиливает накал эмоций и постоянная полемика о потерях воды и так называемых доначислений за дополнительные кубы. Что именно скрывается за «потерями воды»? Неужели в городе столько утечек? Есть ли толк пользоваться приборами учета воды?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы обратились к специалистам «Водоканала». Готовя данный материал, сделали немало для себя открытий. Например, что прибор учета надо приобретать не ради забавы случайным образом в первом попавшемся магазине,  а  с пониманием дела. Но обо всем по порядку.

 На борьбу с утечками

 Массовое внедрение приборов учета водопроводной воды в жилом секторе привело к возникновению проблемы, название которой – общедомовые потери.  Как известно, расчет жильцов квартир за услуги по водоснабжению за потребленный ресурс производится на основании показаний приборов учета или нормативов водопотребления (если счетчики не установлены).

 Теперь проследим всю цепочку системы подачи воды до каждого жителя. Воду добывают с подземных источников водозаборных станций «Водоканала». Далее по магистральному водопроводу водf доставляется в город. На подходе к многоквартирному дому установлен общедомовой прибор учета, на основе которого управляющие жилищные организации отслеживают общее потребление воды. Отметившись на «вводе в дом», вода уже течет по трубам каждому жильцу в квартиру. Но, если даже в каждой квартире будет установлен водомер, то суммарное их значение никогда не совпадет с показанием общедомового учета. Кто и как должен оплачивать «потерянные кубы» воды? И куда делась неучтенная вода?

Обывательское мнение объясняет сей факт всевозможными утечками, капитальными ремонтами сетей и их изношенностью, сверхнормативным потреблением воды квартиросъемщиками, которые живут не по прописке. Действительно, эти причины имеют место быть.

От аварий и повреждений трудно застраховаться. Такие утечки есть. Аварийно-диспетчерская служба «Водоканала» своевременно реагирует на жалобы горожан по поводу прорывов труб и утечек. Однако общий объем прямых потерь из-за повреждений и аварий на сетях – не такой значительный. Мог быть еще меньше, если бы управляющие компании надлежащим образом следили за состоянием внутридомовых сетей. К примеру, если в подвале вашего дома сочится где-то вода, то общей экономии воды жильцами – грош цена.

Ее величество – погрешность

Другим фактором, сильно влияющим на «арифметику» потерь воды, является метрологическая погрешность приборов учета водопотребления. Это как раз тот сулчай. Когда поговорка «доверяй, но проверяй» работает в полном смысле слов. Показаниям приборов верить можно, но не всегда они соответствуют фактически потребленному объему воды. Технические особенности устройства водосчетчиков дают немалую погрешность. Именно поэтому общедомовой прибор учета, установленный на вводе к многоквартирному дому, показывает одни данные, а суммарные показатели жильцов с каждой квартиры в итоге не совпадают с ними.

Погрешность и метрологические особенности водомеров, оказывается, занимают основную долю в общей сумме общедомовых потерь. Это было доказано экспериментальным путем.

Приведем несколько выдержек из доклада заместителя директора опытно-конструкторского бюро «Гидродинамика» Василия Каргапольцева (г.Киров). Итак, Москва, 84-квартирный дом, в каждой квартире есть приборы учета. Так вот суммарные данные показания с квартирных водомеров не сошлись с данными общедомового прибора учета – по холодной воде потери составили 20 %, по горячей – почти 30%. Внутренние водомеры жильцов не досчитали примерно 92 кубометра холодной воды и 154 кубометра горячей. Общая «утечка» составила 246 кубов. Если бы это был прорыв в трубах, такой объем воды заметили бы все. Но как таковых утечек в трубах не было. Следовательно, вода «ушла» незаметно для приборов учета. А дело тут в так называемом «пороге чувствительности». Общедомовой прибор учета работает в одном диапазоне учета воды, внутриквартирные – в другом. 

А вот еще один анализ работы водомеров, сделанный специалистами службы учета и реализации воды треста «Водоканал» в отношении абонентов частного сектора. Для сравнения были взяты два водомера с разным диаметром – 15 мм и 20 мм. Зачастую многие потребители устанавливают больший диаметр, для больше пропускной способности или хорошего напора воды. Однако мало кто задумывается о пороге чувствительности приборов. В соответствии с паспортными данными порог чувствительности водомера диаметром 15 мм равен 0,015 метров кубических в час, а диаметром 20 мм равен 0,025 метров кубических в час. Так вот один прибор диаметром 15 мм может допустить следующий недоучет воды: 15 (л/час) х 24 (часов в сутках) х 0,98 (процент от общего времени при закрытых кранах) = 353 л/сутки. Водомер большего диаметра может не учесть: 25 (л/час) х 24 (часов в сутках) х 0,98 (процент от общего времени при закрытых кранах) = 588 л/сутки.

Как видите, во втором случае водомер завышенного диаметра не выгоден для практического применения.

Человеческий фактор

Но как объяснить подобные «фокусы» с водомерами? Куда девается неучтенная вода? Этими вопросами мучаются многие горожане, когда возмущаются за предъявленные к оплате потери воды. А ответ, как оказалось, не такой уж и сложный. Не надо быть гением, чтобы понять принципы работы сантехнического оборудования.  В сутки в обычной квартире расход воды неравномерный: «технологическое» потребление на стирку, помывку (при открытых кранах) и «расход на утечку» (при закрытых кранах), когда все спят или отсутствуют дома. Технологически мы пользуемся водой в часы пик – с утра перед работой и вечером после работы. Большую часть времени наши краны закрыты, тогда куда уходит вода? Оказывается, пока мы спим или нас нет дома, водичка при неисправной или неотрегулируемой арматуре сливных бачков унитазов, использовании бытовых фильтров, негерметичности смесителей «убегает» незамеченной квартирным прибором учета. Вот несложная арифметическая выкладка: счетчик с порогом чувствительности в 30 л в час может допустить недоучет воды 30 л х 24 часа х 0,98 (процент общего времени в сутках при закрытых кранах)   более 700 литров за одни сутки! И на практике такое встречается. Вот вам еще один пример на основе эксперимента в Липецке: общедомовой прибор в 108-квартирном доме показывал, что средний расход холодной воды на одного человека превышал 800 л в сутки. После того, как в каждой квартире проверили и отремонтировали неисправные смесители и бачки унитазов, средний расход снизился почти в три раза!

Вывод: жильцы всего дома должны быть заинтересованы в общей экономии. Личные приборы учета не спасут от предъявления к оплате общедомовых потерь. Поэтому на практике и получается следующая картина: что из-за неисправного бачка жильца Ивана Васильевича расплачивается не только он сам, но и его соседи по дому, даже если они бережно и экономно относятся к воде и установили приборы учета.

И последнее: на рынке города сегодня можно встретить различные приборы учета. Внимательно отнеситесь к выбору водомера. Есть несколько критериев отбора: точность (с допуском погрешности), диапазон измерения, условия монтажа и эксплуатации, срок службы и межповерочный интервал. Естественно, более современные и надежные счетчики воды с импульсным выходом для удаленного считывания показаний стоят гораздо дороже. Есть как отечественные, так и импортные водомеры. Внимательно читайте инструкции и рекомендации производителей. Что касается выбора производителя, то его продукция должна быть зарегистрирована в реестре средств измерений и допущена к применению на территории России.

Источник: «Диалог», 19 ноября 2010

Обновлено (12.12.2010 23:37)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить